Автогражданка для любителей скорости ощутимо вырастет, а для аккуратных и опытных водителей — снизится

Лихачить станет невыгодно

Реформа системы ОСАГО должна сделать стоимость полиса более справедливой. В этом главный смысл изменений, считают в Центробанке. Как они повлияют на рядового водителя? И за счет чего можно будет сэкономить?

В чем суть реформы

Стоимость автогражданки сейчас уравнительная. Все платят примерно одинаково. Есть лишь четыре вида коэффициентов. Первый зависит от региона регистрации машины. Второй — от мощности двигателя авто. Третий — от того, попадал владелец в аварии или нет (так называемый КБМ — коэффициент бонус-малус). И четвертый — от стажа и возраста водителя. Набор коэффициентов действует с 2003 года и ни разу не менялся. В итоге сейчас аккуратный и опытный водитель платит за любителя больших скоростей и резких маневров. В то время как должно быть ровно наоборот. Как считают эксперты, на этапе становления системы ОСАГО такая простая схема была удобной. Тем не менее за прошедшие 15 лет в стране произошло многое: обновился автопарк, улучшилось состояние дорог, повысилась безопасность дорожного движения. И самое главное — страховщики накопили статистику и теперь точно знают те факторы, которые влияют на аварийность. В ЦБ и Минфине хотят провести реформу ОСАГО, чтобы сделать тариф индивидуальным для каждого водителя (см. «Справку «КП»). Ведь, как показала многолетняя статистика, на риск аварии ни размер населенного пункта, ни мощность двигателя не влияют. Влияют скорее персональные качества того или иного водителя. Поэтому новая система должна привязать стоимость полиса к реальному риску попадания в аварию. Другими словами, лихачи должны начать платить больше, а аккуратные водители — меньше.

Что конкретно изменится

Реформа будет поэтапной. С начала 2019 года планируется расширение коридора по ОСАГО на 20% ниже и выше существующего базового тарифа. Для владельцев легковых автомобилей вилка составит от 2746 до 4942 рублей. Через год планируется расширение тарифного коридора до 30%, а через два года — до 40% (в обе стороны) при отмене регионального коэффициента, который сейчас для отдельных регионов составляет 2,1 и коэффициента по мощности (его максимум — 1,6).Окончательная сумма полиса в рамках этого коридора будет зависеть от нескольких показателей. Во-первых, водителей хотят разделить на 50 категорий (вместо нынешних четырех) в зависимости от возраста и опыта вождения. При этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизят, а молодым и неопытным — повысят. Во-вторых, для определения тарифа страховые компании будут использовать информацию о манере вождения владельца, о том, как часто он использует автомобиль, как часто нарушает ПДД и попадает в аварии. При этом, естественно, для страховыхкомпаний планируется установить потолок стоимости полиса, чтобы не допустить слишком высоких цен. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф более чем в три раза. Кроме того, для участников рынка будет два сдерживающих фактора. Во-первых, конкуренция между компаниями. Во-вторых, мониторинг и надзор со стороны ЦБ. В случае явного завышения цен регулятор сможет обязать ту или иную страховую компанию уменьшить аппетиты.

Подешевеет или подорожает полис

В страховых компаниях идею реформы поддерживают. Выдача полисов ОСАГО много лет убыточна. По оценкам специалистов ЦБ, в результате реформы средняя цена полиса не должна сильно измениться. Произойдет лишь перераспределение страховых премий: кто-то станет платить больше, а кто-то — меньше. По расчетам компаний — лидеров рынка, либерализация позволит снизить стоимость полиса для большинства водителей, поскольку более 90% из них водят аккуратно и не попадают в аварии по своей вине. Сейчас предложения Минфина и ЦБ обсуждаются участниками рынка, экспертами, членами общественных организаций и депутатами Госдумы. Окончательные изменения будут приняты после согласования всех заинтересованных сторон.

Справка «КП»

Два этапа изменений

На первом этапе планируется провести реформу КБМ, сделать систему присвоения этого коэффициента простой и понятной. Расширится тарифный коридор, чтобы у компаний было больше возможностей для маневра и выбора базовой ставки. Появится бОльшая градация коэффициента возраст/стаж. На втором этапе планируется отменить два коэффициента (региональный и по мощности) и предоставить страховщикам право устанавливать тариф для каждого водителя внутри тарифного коридора в зависимости от учета дополнительных факторов.

//ural.kp.ru